Сперва считаю важным определиться в значениях: какая бывает мотивация и что под ней имеется в виду.
В «житейском» понимании чаще всего внешнюю мотивацию описывают как воздействующую на человека извне, а внутреннюю, как исходящую от самого человека, приписывая сюда также желание человека получить результат. Однако в психологии это не совсем так.
Внутренняя мотивация работает, когда человек получает удовольствие от самой деятельности. Нас побуждает делать что-то сам факт, что мы наслаждаемся тем, что это делаем. "Кайфуем" от деятельности.
Внешняя мотивация включается, когда нет "кайфа" от процесса деятельности и связана с любыми иными причинами что-то делать. Получить похвалу, деньги, признание. Или же не получить штраф, оскорбления, испорченные отношения. В общем: получить поощрение или же избежать наказания. (Кнут и пряник).
С внутренней всё вроде понятно. Дело само мотивирует его делать. Однако, бывают ситуации, когда нам ничего не хочется. Нам достаточно лежать и смотреть в потолок. Получается, что и внешняя мотивация помогает не всегда. Хоть пряник самый сладкий, хоть кнут самый тяжёлый.
Почему же так происходит?
В 2013 году ученый Шелли Митчел провела исследование мотивации людей, занимающихся конным спортом. [Mitchell, 2013]
Ее исследование показало, что те, кто ездил на лошадях для своего удовольствия, утрачивали это самое удовольствие при появлении внешних стимулов, таких как призы, титулы, места. Наездники стаи испытывать напряжение и психологическое давление во время занятий вместо тех положительных эмоций, которые были у них раньше: радость, свобода, расслабленность.
Если ранее наградой выступал сам факт наслаждения занятием, то на смену ему пришли кубки и грамоты. Для внутренней мотивации «Я занимаюсь этим, потому что это приносит мне удовольствие» просто не осталось места!
Так, у детей в школе пропадает естественное желание мозга узнавать новое и акцент смещается на оценки. Это подтверждает исследование, в котором одна группа студентов решала задания, потому что они им были интересны. А другой группе платили за выполнение этих же самых заданий. [Deci, 1971] Думаю, результат вы уже поняли.
Как ещё один пример, можно взять подвижных, активных детей, которых родители приводят в секции и ждут от них достижений. «Как же так, он сам во дворе постоянно мяч гонял! Мы его в секцию записали, чтоб на турниры ездил, учился добиваться результатов! А сейчас ему только бы в компьютере посидеть!»
Поэтому, когда приходит состояние «Я ничего не хочу», спросите себя: «А то, что я делал до этого, приносило мне удовольствие? Или же я делал это из-за внешних мотивов? А когда я вообще в последний раз делал что-то, потому что нравится?»